«Ты
укажешь мне путь жизни: полнота радостей
пред лицем Твоим, блаженство в
деснице
Твоей вовек» Пс 15:11.
Недавно прочел первый пасалом Давида, и меня заинтересовал вопрос духовного понимания концепции блаженства в Библии. Дело в том, что в Библии на еврейском языке книги называются по первому слову, с которого начинается сама книга. Например, книга Бытие в дословном переводе с еврейского языка называется "в начале". Книга Исход называется так именно потому что с этого слова начинается повествование. Слово «блаженство» в Библии употребляется около 100 раз, из них в книге Псалтырь - 27 раз.
Интересен
тот факт, что первый псалом начинается
со слова "блажен". Если
исходить из оправданного понимания,
что название библейской книги определяет
ее главную идею и смысловую канву, то
не будет безосновательным предположить,
что основной идеей книги Псалмов является
именно Блаженство.
Сама
концепция Блаженства в целом, его
определение и сущность с убедительной
ясностью просматривается во всех
священных псалмах.
Естественно
размышления о Блаженстве будут неполными
без учения Христа о нем в Новом Завете.
Сын Божий не сколько дополняет
ветхозаветное понимание, сколько
раскрывает его более глубокий духовный
смысл, актуализирует сущность Блаженства
для личностного роста, выводя его за
ограниченные рамки формально-религиозного
контекста. Стоит отметить, что подобный
подход Иисус использует во всех Своих
учениях и проповедях, всегда делая
акцент на практическом понимании
библейских истин.
Не
будет лишним в рамках этого размышления
упомянуть и о самом значении слова
«блаженство», «блажен».
Это
слово пришло к нам из словаря устаревших
слов русского языка, и в секулярной
среде сегодня употребляется как правило
в значении «полное невозмутимое счастье,
наслаждение, удовольствие» в таких
выражениях как «Быть на верху блаженства».
Такое толкование можно встретить в
словаре Даля и Ожегова. Кроме того дается
определение блаженного человека как
не совсем нормального, юродивого.
Так
или иначе «блаженство» принято употреблять
именно в религиозном контексте.
Вот
что о нем говорит православный толковый
словарь:
"Блаженство
– высшее состояние духовного и телесного
бытия, достигаемое верующими на пути
стяжания благодати
Духа Святого, преодоления внутренней
противоречивости, обретения единства
с Богом, спасения и жизни вечной.
Согласно
Ветхому Завету, блаженство достигается
в «жизни с Богом», означающей полное
предание себя Богу, безграничную на
Него надежду («Блаженны все, уповающие
на Него», – Исайя 30:18 и др.).В Новом Завете, с утверждением веры в вечную жизнь, происходит переход от понятия земного счастья и долгоденствия (как критерия блаженства, – см. финал Книги Иова) к «небесному блаженству» (см. евангельские Заповеди блаженства, Матфей 5:2–12; Лука 6:20–26).
Полное и совершенное блаженство человека-христианина принадлежит будущему состоянию, когда окончательно будет совершена победа над адом и смертью».
Если
говорить о Блаженстве в контексте именно
первого псалма, с которого мы начали
наши размышления, то можно с уверенностью
сделать вывод, что, собственно, все это
вдохновенное Богом поэтическое
произведение посвящено блаженству как
духовной реальности в жизни человека.
В
этом контексте важно также понимать
аналог слова «блаженство» в древнееврейском
языке.
Как
отмечает Беляков А.В., древнееврейское
слово «ешер» имеет несколько иной смысл,
чем русское слово. Отличие заключается
не столько в самом переживании блаженства,
сколько в основании для этого переживания.
Глагол
«ашар» (в значении «идти
прямо»,
«продвигаться»,
«направлять
движение»),
встречается всего семь раз в Ветхом
Завете и употребляется исключительно
в контексте выбора или следования тому
или иному жизненному пути: «Ходите
путем разума (продвигайтесь
по пути понимания)» (Притч. 9: 6); «Не
вступай на стезю нечестивых и не
ходи
по пути злых (не направляйся
на пути злых)» (Притч. 4:14); «Направляй
сердце твое на прямой путь» (Притч.
23:19) и др.
Также
обращает на себя внимание необычность
связи слова «ешер» с глаголом «ашар».
Если на самом деле имя существительное
«ешер» происходит от глагола «ашар» и
сохраняет в своем смысле движение,
энергию глагола «ешер», то тогда
блаженство оказывается не связано ни
с наступлением радостных событий, ни с
получением наслаждения, ни с переживанием
спокойного, счастливого благополучия.
Именно верная направленность и способность
к направлению жизненного пути составляют
содержание блаженства-«ешер».
«Ешер»
наступает не как следствие внешних
обстоятельств, когда человек лишь
пассивно принимает блаженство. Напротив,
блаженство
наступает как следствие активной
направленности движения человека по
выбранному им жизненному пути.
Таким
образом, «ешер» сопряжено с переживанием
успешности и правильности выбранного
пути. Человек переживает гармонию всех
обстоятельств жизни, осмысленность
прошлого, настоящего и будущего,
уверенность в осуществлении своих
жизненных целей, – и главное, переживает
способность
идти выбранным путем.
Другими
словами в таком толковании библейского
Блаженства мы можем судить о нем как о
реализации творческого потенциала
личности человека, в ходе которого
человек постигает духовные глубины
Блаженства.
Мы
читаем в Священном Писании о том, что
Бог создал человека по Своему образу и
подобию. Именно творческое начало в
человеке и есть та божественная часть,
используя которую, человек постигает
сущность подлинного бытия.
Подводя
итоги толкования еврейского слова
«ешер», можно сделать вывод, что
созидательное творчество по образцу,
который мы видим в нашем Творце, — это
один из основных путей постижения и
обретения истинного библейского
Блаженства.
При
прочтении псалма можно выделить три
смысловых раздела, посвященных блаженству:
1.
В этой части псалма указывается, чего
НЕ делает блаженный человек, что полностью
отсутствует в его жизненном опыте. Смысл
и значение этой части псалма емко
выражены автором в трех пунктах: блаженный
муж, который не ходит на собрание
нечестивых, не стоит на пути грешных, и
не сидит в собрании развратителей. Здесь
мы раскрываем для себя важный урок,
условие, фундамент, на котором строится
все здание духовного Блаженства:
человеческая личность — это продукт
той информационной среды, в которой она
находится большую часть времени. В Новом
Завете эта истина выражена так: «Худые
сообщества развращают добрые нравы».
В этом и подобным этому текстах Библия
развенчивает старый миф о том, что
человек не властен над обстоятельствами
своей жизни. Напротив, личность живущая
в атмосфере Блаженства как духовной
реальности может и должна самостоятельно
формировать благоприятные для себя
обстоятельства.
2.
Второй раздел говорит внимательному
искателю о том, что делает блаженный
человек, что является основным содержанием
его образа жизни, о чем он думает, что
находится в числе его самых приоритетных
задач, какова его система ценностей.
Здесь нельзя не упомянуть слова Христа
«Ищите же прежде все Царства Небесного
и праведность его...». Только практикующий
эту истину духовный искатель сможет
испытать опыт Блаженства как духовной
реальности.
3.
Третья часть первого псалма дает нам
описание плодов жизни блаженного
человека. Христос говорил, что невозможно
собирать с терновника виноград. Называть
себя причастником божественного естества
и при этом не иметь качеств этого
естества, не проявлять их, а только
вдаваться в бесконечные рассуждения и
теоретизирование — один из самых
эффективных путей самообмана, а также
плодородная почва для различного рода
религиозных спекуляций в подавляющем
большинстве современных христианских
(и не только) общин.
Как
говорилось выше, главную часть библейского
учения о Блаженстве мы находим в проповеди
Иисуса Христа, изложенной в евангелии
от Матфея. Анализ знаменитых блаженств
автор изложит в одной из следующих
публикаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий