"Если ты способен видеть прекрасное, то только потому что носишь прекрасное внутри себя.
Ибо мир подобен зеркалу в котором каждый видит собственное отражение" Пауло Коэльо

воскресенье, 20 октября 2013 г.

ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО КОУЧИНГА. МОТИВАЦИЯ.

Основа коучинга, как известно, это постановка конкретных целей а также определение путей и способов их достижения. Как говорилось в наших предыдущих публикациях о коучинге, большинство техник так называемого «духовного» коучинга предполагают постановку конкретных целей, однако, проблема, как правило в том, что эти цели не имеют никакого отношения к сфере духа. Скорее прослеживается настойчивая тенденция использовать духовные инструменты для решения вполне тривиальных проблем в жизни — личные отношения, бизнес, психологическое благополучие.

Когда мы говорим о настоящем духовном коучинге, то понимаем, что перед нами стоит первоочередная задача — постановка именно духовной цели и определение способов ее достижения. Эта работа, естественно, должна проходить совершенно в другой плоскости, нежели постановка цели в любой другой сфере деятельности той или иной личности.

На что необходимо обратить внимание, когда мы говорим о постановке духовных целей в процессе коучинга?

Мотивация.

Мотивация в любом деле, как известно играет первоочерёдную роль в психологии человека. Мы так устроены, что никогда ничего не будем делать, если достаточно не мотивированы. Мотивация бывает разная. Можно к примеру говорить о внутренней и внешней мотивации. Большинство людей как правило движимы исключительно внешней мотивацией, т. е. То, что ими движет приходит в их сознание извне. Например люди ходят на работу не потому, что они просто хотят туда ходить, а потому, что нуждаются в деньгах, продвигаются по карьерной лестнице не потому что видят в этом смысл своей жизни, а потому, что это престижно в социуме, в котором они живут, что непременно приносит определенные как материальные так и психологические дивиденды, необходимые для комфортного (как это понимается в данном социуме, а не так, как это понимает сам индивид!) существования в конкретном социуме. Представления индивида с внешней мотивацией о своих потребностях как правило изменяется вместе с представлениями социума об этих потребностях. Таким образом личностная составляющая мотивации, которая и есть собственно основой личностного и духовного роста, просто отсутствует.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что коучинг любого вида не только не способствует развитию личности, но толкает ее в еще большую пропасть обезличивания, поскольку так или иначе утверждает в сознании пациента не личностные, но социальные ценности и ориентиры (успех, бизнес, отношения и т п).

Следует отметить, что автор ни в коей мере не является социопатом, как это может показаться на первый взгляд, однако считает, что любые социальные модели, для того чтобы они не носили паразитический характер, должны строиться индивидами, обладающими богатым внутренним духовным миром, что невозможно без длительного обучения и подготовки, чему в нашем социуме практически не уделяется никакого внимания по известным причинам.

Когда мы говорим о внутренней мотивации, мы имеем ввиду, что вся духовная, интеллектуальная и социальная деятельность конкретного человека становится результатом не навязанных обществом стереотипов и «ценностей», но результатом кропотливой внутренней духовной работы, призванной привести индивида к его самоопределению «кто я и зачем я здесь, и почему я делаю то, что делаю?».

На эти вопросы человеку не должны отвечать учителя, родители или единоверцы, на них человек обязан ответить самостоятельно. Исходя из этих ответов и формируется внутренняя мотивация.
Церковь - единственная социальная структура во Вселенной созданная Богом, была задумана только лишь для содействия личностному и духовному росту, но в ее компетенцию никогда не входило активно формировать у индивида некую систему ценностей и навязывать ему мотивационные штампы. К сожалению именно последним и грешит подавляющее большинство современных религиозных общин, таким образом не ушедших далеко  в духовном плане от темного средневековья.

Наилучший и яркий пример внутренней мотивации сегодня можно увидеть в творческих людях и очень часто в людях, которые отдали свою жизнь науке. И у тех и других как правило можно наблюдать несколько признаков, присущих внутренней мотивации: это абсолютная самоотверженность и бескорыстие, проявляемые в процессе их деятельности. Творческий человек к примеру творит не потому что нуждается в деньгах или признании, но потому что не может не творить, - это его природа, духовная сущность, унаследованная от Творца.

Никто никогда в этом мире вам не скажет, кто вы на самом деле и для чего призваны. Никому не под силу наделить вам внутренней мотивацией. Лишь активная внутренняя духовная жизнь за закрытой дверью, - истинный духовный коучинг, - способен пролить свет на те уголки вашей души, в которых сокрыто сокровище, заложенное в вас вашим Творцом — вы сами, вы Настоящий.

Священное Писание подсказывает нам две составляющей этой кропотливой работы: «вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно».

В последующих публикациях мы продолжим размышлять о принципах духовного коучинга.



Комментариев нет:

Отправить комментарий