"Если ты способен видеть прекрасное, то только потому что носишь прекрасное внутри себя.
Ибо мир подобен зеркалу в котором каждый видит собственное отражение" Пауло Коэльо

воскресенье, 10 июня 2012 г.

КТО МОЙ УЧИТЕЛЬ?

В свете духовного кризиса современного общества актуальным вопросом для многих верующих есть вопрос моральных и духовных авторитетов.
Кто сегодня несет ответственность за моральный и духовный облик нации? На территории пост советского пространства с одной стороны государства практически не занимается этим вопросом (за исключением тех моментов, когда "мораль" и "духовность" обретают ярко выраженный политический окрас, но это не в счет). С другой стороны мы можем уже который год наблюдатся достаточно жесткую конкуренцию за духовный авторитет в умах людей среди различных религиозных течений, церквей и групп.
Но вся деятельность религиозных институтов сводится не сколько к вопросам духовного обновления личности, сколько к стремлению привлечь эту личность в ту или иную общину или церковь. Другими словами речь в данном случае идет не о духовном поиске той или иной группы или церкви, а о банальном распределении сфер влияния, наращивания присутствия представителей того или иного течения. К сожалению именно количеством прихожан или членов церкви сегодня определяется "духовный" авторитет современных церквей.
Массовый отток новообращенных из церквей, где они только недавно приняли крещение является красноречивым доказательством справедливости вышеприведенного анализа ситуации.
 Времена массовый "обращений" 90-х годов  давно прошли, люди стали более обознаны в вопросах религии и духовности, поэтому становится все труднее и труднее привлекать новых представителей той или иной конфессии или деноминации.
Большинство миссионерских программ стали обнаруживать ограниченность в духовных вопросах. Явственнее стал виден конфессиональный эгоизм миссионеров и проповедников, думающих больше о том, как завлечь больше людей, а не о том, как донести до их сознания принципы духовного просвещения.
Все эти факторы стали причиной стремительного падения религиозных  авторитетов в нашем обществе, что еще больше усугубило его и без того  глубокую духовную рецессию.
Сегодня люди не идут в церковь не потому, что не чувствуют нужду в обновлении, а потому, что идти им некуда. Где-то на подсознательном уровне они понимают справедливость слов Христа: "Когда слепой ведет слепого, то оба упадут в яму".
Каков же рецепт реанимации духовного авторитета церкви?

1.  "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению...".
Принцип изложенный в этом тексте говорит не о том, что учителей не должно быть в церкви. Он говорит об немалой ответственности того, кто решил взять на себя роль учительства. Как и в любой другой сфере, духовный учитель несет персональную отвественность за то, чему и как он учит. Также ключевым вопросом здесь является вопрос: почему этот учитель взял на себя роль духовного учителя. Это ответ на Божье призвание и желание помочь, или же учительство используется как инструмент самоутверждения в социуме. Как записано в Библии, такие учителя подвергаются осуждению от Бога:
 "Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.  Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь". 
"овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли".

 2. "помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно".
Второй принцип отвечает сразу на два вопроса, связанных с духовным учительством:
а. Здесь определяется источник всякого духовного знания. Он находится внутри самого человека:
"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам".
б. Также раскрывается, чему именно необходимо учить новообращенного духовному учителю - учить черпать знание из единого духовного источника, находящегося внутри самого человека. Примером такого обучения был Сам Христос, когда говорил о том, что "Царство Небесное внутрь вас есть".

3. "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой".
Истинное духовное учительство - это скорее процесс духовный, а не интеллектуальный. Роль учителя - это позволить Духу Божьему работать над душою и как можно меньше вмешиваться в этот процес, боясь все испоритить собственной ограниченностью или эгоизмом.
Как сказал один человек, о Духе Божьем правильно может учить только имеющий Духа Божьего.
Поэтому основная задача истинного духовного учителя это взращивать в себе способность постигать Духа, а работу по спасению и учению Он сделает сам именно так, как это единственно возможно в каждом конкретном случае.
Истинное духовное учительство подразумевает не сколько проповедь словом, сколько влияние Духом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий