"Если ты способен видеть прекрасное, то только потому что носишь прекрасное внутри себя.
Ибо мир подобен зеркалу в котором каждый видит собственное отражение" Пауло Коэльо

среда, 2 мая 2012 г.

БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА. ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ


Категории добра и зла во все времена существования человечества и его духовных исканий всегда находились в центре внимания богословов, философов и простых людей. В зависимости от культурного и социального окружения своей эпохи последние старались разгадать причину и природу этих двух понятий. Насколько эти попытки оказывались удачными судить не нам. Известно только, что все попытки толкования борьбы между добром и злом, какими бы логически выверенными или изощренными они не были, пока что не принесли человечеству столь вожделенные для него ответы: действительно ли необходима для существования и развития человечества эта самая пресловутая борьба? Сегодня многие убеждены, что именно она является стимулом для прогресса и если бы ее, борьбы, не существовало, человеческое общество имело сегодня совсем другой вид. Да и существовало ли это общество вообще?
Наиболее активно концепцию добра и зла взяла в обиход религия. В самых ее зачатках мы видим злых и добрых богов, героев и негодяев, спасителей и искусителей. Насколько подобные воззрения соответствуют духовным реалиям проверить невозможно, во всяком случае не в условиях современной эпохи.
Большинство в частности христианских учений в своих выводах о добре и зле неизменно ссылаются на Библию, что в общем достаточно похвально, поскольку духовный авторитет Священного Писания остается непререкаемым на протяжении не одного тысячелетия. Однако, одно дело библейский текст, а другое – вывод, который делает тот или иной толкователь из этого текста. Опыт показал, что один и тот же священный текст можно толковать совершенно по-разному в зависимости от мотивов, которыми руководствуется отдельно взятый читатель. Так или иначе, все, существующие на сегодняшний день толкования библейских текстов, связанных с добром и злом не в состоянии вразумительно объяснить все кажущиеся противоречия, возникающие в результате этого самого толкования.
Вкратце проанализируем основное положение современной религиозной мысли по данному вопросу.
Добро и зло в христианстве, олицетворяют две личности: Бог и диавол соответственно. Они противостоят друг другу в борьбе за обладание человечеством. Бог, как мы знаем, стремится спасти людей, а диавол погубить. При этом неизменно утверждается, что Бог, естественно, неизмеримо сильнее диавола, хотя схватка между добром и злом по-прежнему в самом разгаре вот уже многие тысячелетия и только одному Богу известно, когда она завершится  неминуемой победой добра.
Здесь неизменно возникает несколько вопросов:
1. Какого рода будет эта победа? Что, собственно, произойдет, в результате чего из планеты Земля вдруг во мгновение ока исчезнет зло? Бог уничтожит сатану, совращенных им приспешников, и настанет мир и благоденствие? Неужели все дело только в нем?
2. Любое противостояние предполагает хотя бы приблизительное равенство противоборствующих сторон по статусу. Получается, если Бог и сатана между собой воюют, значит, они оба – боги. При любом другом соотношении (если все-таки не признавать сатану богом) подобная война не имеет смысла. Тогда зачем она нужна? Последний вопрос в особенности актуален, поскольку в результате весьма длительных боевых действий погибла масса людей. Неужели Богу нужны такие жертвы сотворенных им существ только для того, чтобы доказать кому-то там, на небе, что его противник не прав? Звучит неубедительно. К тому же в Библии очень четко определено, что Бог Един и никаких альтернатив попросту не существует. Он есть Абсолют и источник любой силы и власти, а все остальные лишь Его творения. Люцифер не исключение. К слову сказать, в Ветхом Завете этой дуальности Бога и сатаны вообще не существует, а толкование текстов на эту тему из Нового Завета также не внушает доверия, если взглянуть на эти толкования непредвзятым оком.
3. Какую роль играет человек в этой вселенской «потасовке»? Роль подопытных кроликов для «студентов» (представителей «непавших» миров, к примеру)? Не очень подходящее объяснение действий Совершенного Бога. И неужели Он, Творец человека, не знал, как именно отреагирует его детище в той или иной «нештатной» ситуации (в данном случае грехопадение в Эдемском саду)?
Стоит отметить, что выше перечислены далеко не все проблемы, связанные с концепцией добра и зла, также, как и не полностью изложена их критика. Причиной этому есть тот факт, что целью данной статьи является не фундаментальное богословское опровержение рассматриваемой доктрины, а изложение принципиально иного взгляда на вопрос. А упомянутые три пункта поданы как примеры, призванные проиллюстрировать саму проблему и задуматься.
В связи с доктриной о добре и зле в общеизвестном понимании хотелось бы прежде всего подчеркнуть социальную ее подоплеку. Как известно, все наше общество как теперь, так и на протяжении истории базируется на определенных принципах. Одним из таких основополагающих принципов есть борьба в разных ее проявлениях – от банальной войны, до экономической конкуренции и психологического межличностного противостояния. Истиной причиной этой борьбы было и есть стремление к власти одного человека над другим. Это стремление есть основой любого известного человечеству греха: от прелюбодеяния и убийства до самого изощренного тонкого обмана, прикрытого пестрой идеологической оберткой. Этот факт невозможно отрицать. А значит невозможно отрицать и тот факт, что сама концепция борьбы есть не что иное, как надежный фундамент для реализации вышеперечисленных общечеловеческих пороков. Таким образом, существует подозрение, что сама концепция борьбы между «добром» и «злом», так прочно въевшаяся в сознание человечества существует и активно поддерживается только для того, чтобы подспудно стимулировать развитие в людях греховного начала. Разве не гениальный фокус: ты выбрал сторону добра, уверен, что борешься против зла, а на самом деле самим фактом   участия в этой «борьбе» губишь собственную душу и души тех, кого стремишься «спасать» от зла. Естественно возникает закономерный вопрос: разве не следует противостоять злу? Если же, все-таки следует, то как именно? И что такое эти два понятия «добро» и «зло»? На эти, а также на целый ряд других вопросов дает предложенная ниже концепция.

Концепция «Круг жизни» и ее роль в понимании «добра» и «зла»

В основе данной концепции лежит понимание структуры (хотя и несколько в упрещенном виде) «Бог – человек  – Бог». Суть заключается в том, что человек, как творение не может существовать ни в каком виде без энергии (благодати) своего Творца.
Человек является: а) потребителем этой энергии; б) человек обладает способностью трансформировать эту энергию посредством определенных инструментов (подсознание, сознание, эмоции, интеллект). Именно в этой способности человека заложено творческое начало человеческой личности, и в) передавать ее в трансформированном виде.
В идеале вышеизложенная схема работает так: человек получает от Бога благодать, пропускает через свою личность и отдает ее другому человеку, животному, природе (в виде подарка, приношения, помощи, заботы, творчества и проч). Другой (третий, четвертый…) человек принимает эту благодать, и отдает эту энергию в виде благодарности Богу, получая в замен еще больше благодати. В этом и заключается концепция «Круг жизни». Эта форма взаимодействия Бога и Его творения, задуманная Богом изначально.
Что происходит с этой системой сейчас? Дело в том, что в эту цепочку циркуляции Божьей благодати вмешался тот, кого мы привыкли называть сатаной. В чем причина этого вмешательства и каковы его механизмы?
Откровение повествует нам о «войне» произошедшей на небе между драконом и архангелом, в результате которой сатана был извержен на землю искушать народы. В чем суть этой войны? А суть такова, что Люцифер в результате специфических духовных трансформаций стал неспособен получать от Бога благодать. И скорее всего это произошло не потому, что Бог «разгневался» на мятежного ангела, как мы привыкли считать. Люцифер сам, в результате собственного выбора, поставил себя в такое положение.
Естественно, что лишенный пуповины, обеспечивающей его жизнетворной энергией, Люцифер был обречен на гибель. Однако он нашел выход. Этим выходом оказались люди. Бог не низвергал падшего ангела именно на землю, ведь в духовном мире не существует категорий времени и пространства. Просто люди были, возможно, в числе многих других существ, потенциальными «донорами» для оказавшегося перед лицом смерти ангела.
Третья глава книги Бытия описывает ключевую и единственную роль сатаны в отношении человека: это обман. В Священном Писании он так и назван обманщиком и противником, заметьте не Бога, а именно людей.
Суть обмана заключается в перепрограммировании ответственных за трансформацию благодати инструментов в природе человека. Сознание человека есть своего рода фильтр или матрица, через которую проходит благодать, преобразуясь согласно установкам, заложенным в этой матрице. Изменить «параметры» собственного сознания может только человек. Влияние извне может выражаться лишь в виде некоего духовного импульса, но решение что-то поменять в себе принимает только человек.  Таким импульсом и был (и является до сих пор) обман со стороны падшего ангела. Посеяв в сознании людей сомнение в Боге, сатана тем самым убедил (не вынудил, не заставил, а именно убедил) человека поменять «параметры» своего сознания таким образом, что проходящая через это сознание Божья благодать была извращена настолько, чтобы он, диавол мог ее потреблять и тем самым жить. Теперь, когда человек получал энергию от Бога, он, вместо того, чтобы отдавать ее другим в виде благословения, а) искажал реальность вокруг себя. В результате действия механизма обратной связи сама эта реальность стала еще больше искажать сознание человека, и сознание еще больше стало искажать энергию от Бога. И чем больше искажалась эта энергия, тем более «удобоваримой» она была для сатаны. б) отдавал эту искаженную энергию сатане; в) в результате «Круг жизни» разрывается, гармония, задуманная Богом, нарушается, что, собственно и есть духовным определением греха или беззаконием.
В результате действия этой схемы мы имеем: а) Бога, который неизменно поставляет Своему творению благодать; б) человека, который эту благодать искажает; в) эта искаженная благодать становится силой, которая действует против самого человека; г) этой энергией питается некое существо (существа) и за счет этого живет; д) в этой схеме нет даже намека на какую-либо войну Бога и сатаны; е) понятия «добра» и «зла» здесь не являются ключевыми понятиями, а лишь побочным продуктом данной «пищевой» цепочки; ж) решающим фактором в вышеизложенной схеме есть лишь выбор самого человека, поскольку только от него зависит (и он несет за это прямую ответственность), какими «параметрами» будет обладать его сознание и как он распорядится подаренной Творцом благодатью.
Справедливости ради необходимо отметить, что Бог обеспечил человеком всем необходимым инструментом для работы над собой, для того чтобы человек не был донором диявола.
Суть этого инструмента заложена в Библейской концепции «Слова», которое стало плотью. Но это уже тема для следующего размышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий